В понедельник в распоряжении "Ленты.Ру" оказалось письмо в Следственный комитет при прокуратуре РФ, подписанное представителями компаний, выпускающих автомобильные комплектующие - KYB (Kayaba, Япония), ZF Trading (Германия), Gates (США), "Ви Лав партс" (группа компаний Рольф), Ассоциации дистрибьюторов автомобильных компонентов и "АД Русс", в котором они просят защитить их от так называемых "патентных террористов".
В письме компании заявляют о том, что россиянин Олег Тихоненко вымогает у них несколько десятков миллионов долларов, требуя приобрести лицензии на изобретенные им полезные модели, принципы которых, по его словам, используются сейчас во всех амортизаторах в мире. При этом свидетельства на усовершенствованную конструкцию амортизаторов были получены Тихоненко в частном патентном бюро "РЕШЕРШ" лишь в августе прошлого года. После оформления необходимых бумаг он на бланках, как заявляется в письме, несуществующей ныне "Академии проблем безопасности и правопорядка", запрещенной генеральной прокуратурой РФ, направил в представительство компании Kayaba — КУБ Европа ГмбХ — и ее дистрибьюторам письмо с информацией о том, что у него есть три патента на полезные модели амортизаторов и предложением заплатить ему деньги за их использование. Кстати, как говорится в письме компаний в прокуратуру, с осени прошлого года Олег Тихоненко успел несколько раз сменить род своей деятельности. По их данным, он представлял не только Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка, но и являлся сотрудником Российской национальной службы экономической безопасности, президентом Союза обществ и благотворительных организаций России "Собор" или лидером незарегистрированной партии РСДП.
По заявлениям Тихоненко, которые он также направил в правоохранительные органы России, были проведены контрольные закупки амортизаторов, подтвердившие нарушение патентов, а в апреле проверки прошли в Москве, Московской области, Владивостоке, Красноярске, Новосибирске и Омске. Кроме того, в середине апреля был арестован склад одного из продавцов комплектующих.
В связи с этим компания Kayaba обратилась в Государственный научный центр Российской Федерации по автомобилестроению НАМИ - Испытательный центр (ИЦПА НАМИ) с просьбой дать заключение об использовании в амортизаторах KYB полезных моделей по патентам, зарегистрированным Тихоненко. По результатам экспертизы было установлено, что в продукции фирмы не используется ни один элемент из его моделей. Это дало Kayaba возможность подать возражение в Палату по патентным спорам (ППС) против выдачи патентов и заявляение в Генпрокуратуру РФ с требованием прекратить проверки дистрибьюторов KYB с необоснованностью претензий Тихоненко.
Вслед за этим, после проведения собственных исследований, компания Kayaba установила, что полезные модели Тихоненко полностью скопированы с американского патента номер 5.697.477, опубликованного в декабре 1997 года.
Тем не менее, россиянин продолжил рассылку писем (теперь на бланках "Российской национальной службы экономической безопасности") с теми же требованиями об оплате использования его патентов, однако теперь они были отправлены не только в Kayaba, но в ZF Trading (фирме принадлежат торговые марки Sachs, Boge), Thyssen Krupp (принадлежит марка Bilstein), и всем их дистрибьюторам. Кроме того, Тихоненко снова повторяет свои заявления в московский УБЭП с требованиями провести проверки представительств иностранных компаний и их российских партнеров.
В ответ на действия Тихоненко Kayaba подала возражения в Палату по патентным спорам с требованием аннулировать все патенты россиянина, однако из-за большой загруженности ведомства рассмотрение дела назначено только на 9 ноября этого года.
Как уточнили в Kayaba, в связи этим разбирательством работа компании была парализована на две недели. "Из сложившейся в настоящее время практики: подготовка к подаче возражений на патенты занимает два-три месяца (патентный поиск, технические экспертизы). От подачи возражений в Палату по патентным спорам до первого заседания может пройти от 6 месяцев до одного года. Рассмотрение дела в Палате по патентным спорам – от 6 месяцев до одного года. В случае, если Палата принимает решение об аннулировании патентов, владелец патентов может опротестовать это решение в обычном суде, что может добавить еще полгода-год. Итак, в самом худшем случае все разбирательство может занять до трех лет. С учетом текущих расценок юридических компаний сумма может составить порядка 500 тысяч долларов", - пояснил Андрей Мельников, представитель фирмы КУБ Европа, в которую первоначально обратился Тихоненко.
По мнению участников рынка, необходимо внести изменения в законодательство по патентам на полезные модели, а также ввести обязательное проведение экспертиз на новизну и патентный поиск при выдаче патентов на полезные модели. При этом сейчас так называемые "патентные тролли" могут зарегистрировать полезные модели как тормозных колодок, шаровых опор, так и кузовных деталей автомобиля, но обвинить их в использовании подложного патента сейчас нельзя.
Патентные террористы В мире, "патентным террористом" или "патентным троллем" (Patent Troll) —называют компанию или предпринимателя, чей бизнес состоит исключительно в получении лицензионных платежей за использование принадлежащих ему патентов. Отличительной чертой "патентных троллей" является то, что они не производят никаких товаров, не оказывают услуг и не ведут исследований, связанных со своими патентами или вообще какими-то бы ни было. Но при этом они активно защищают свой патент, судясь с фирмами, якобы использующими принадлежащие им псевдоизобретения.
В России "патентный терроризм" стал возможным благодаря несовершенству законодательства в области защиты авторских и интеллектуальных прав. С одной стороны существующий ныне закон позволяет изобретателю в сжатые сроки оформить свидетельство на так называемую "полезную модель" и быстро внедрить изобретение в производство. И этот же закон позволяет псевдоизобретателю попросту списать заявку на любую полезную модель с уже существующего изделия и закрепить за собой права в частном патентном бюро, так как получение патента на "полезную модель", в отличие от патента на изобретения, происходит формально, без проведения тщательного государственного патентного поиска. |
Фото Kayaba